Ereignis (ereignis) wrote,
Ereignis
ereignis

Category:

Про ереси

В связи с публикацией постановления СББК против А. И. Осипова и кратким обсуждением его у danuvius'a (http://danuvius.livejournal.com/539622.html), где я высказался в целом в поддержку Осипова и против решения комиссии, считаю необходимым разъяснить свою позицию более подробно.

AMDG

Все написанное ниже является только и исключительно моим личным мнением, за которое только и исключительно я несу полную ответственность перед Богом и людьми

Общие соображения:

1. В христианском учении могут и должны быть вопросы, не подвергаемые догматизации, по которым допустима свободная богословская дискуссия, в рамках которой могут сосуществовать разные концепции и мнения, в том числе и противоположные.
2. Попытки догматизации максимального числа богословских вопросов, в том числе допускающих разномыслие, приводят к потере мира и христианской любви, к разделениям между христианами, к гонениям на инакомыслящих, поэтому они должны быть признаны не соответствующими духу христианства.

По п. 1, О всеобщем спасении (апокатастасисе).

3. Учение об всеобщем спасении является истинным христианским учением.
4. Богословское основание этого учения - фундаментальное религиозное представление о благости Бога, имеющей абсолютное значение, по сравнению со справедливостью Бога, имеющей только относительное значение.
5. Историческое основание этого учения - любовь Бога к человеку, явленная в истории человечества, а именно то, что многократно в отношении к человеку Бог поступал не по справедливости, а по благости, что позволяет считать, что Он и впредь будет поступать так.
6. Лишь с опорой на учение о всеобщем спасении может быть построена убедительная христианская теодицея и дан ответ на вопрос о значении существования в мире зла. Все другие теодицеи неубедительны и приводят к отвержению представления о благости Бога.
7. Учение о всеобщем спасении было полно и убедительно изложено свт. Григорием Нисским, показавшим как его принципиальное богословское значение, так и согласованность его со Священным Писанием.

По п. 2, О восприятии Христом греха.

8. Грех есть интенция воли, а не самостоятельная реальность.
9. Первородный грех есть испорченность воли, которая после первого греха более склонна к греху, чем к добродетели. От этой склонности, присущей падшей природе, воля не может избавиться собственными силами.
10. Христос воспринял падшую природу человека, а значит, и падшую волю, имевшую склонность к греху. Что не воспринято - то не уврачевано.
11. Исцеление падшей человеческой воли от непреодолимого влечения к греху произошло во Христе немедленно, в сам момент соединения природ.
12. Поскольку человеческая воля Христа после исцеления всегда была покорна божественной воле, корректно говорить, что Христос воспринял и победил первородный грех (природную испорченность воли), но некорректно говорить, что Христос имел первородный или некий иной грех.

По п. 3, Об искуплении

13. Учение об искуплении выражено в Священном Писании и потому не может отвергаться целиком.
14. Однако юридическая теория искупления в той форме, которую ей придал Ансельм Кентерберийский, должна быть отвергнута.
15. Искупление является одним из аспектов и моментов спасения; сведение всего спасения к искуплению создает ложное представление о спасении.
16. Искупление есть прежде всего исполнение Закона, поэтому оно не имеет метафизической необходимости (вопреки Ансельму), но имеет только историческую необходимость.
17. Искупление вписано в историю и религию еврейского народа и должно быть понято из нее, как это и делается в Посланиях ап. Павла, а не из неких абстрактных категорий, как это произошло в схоластике.
18. В рассуждениях об искуплении недопустимо говорить о безусловной необходимости ("Бог не мог", "было невозможно", и. т. п.). Бог не нуждается в искуплении и мог спасти человека любым способом без всякого искупления, однако в воспитательных целях избрал именно такой способ спасения.
19. Искупление завершает Ветхий Завет, являя торжество справедливости Бога, наказывающего и одновременно отпускающего грех человека, взятый на Себя Христом. Однако с точки зрения Нового Завета крестная смерть Христа - это не только и не столько искупление. Она есть торжество любви Бога, ради человека умалившего Себя и принявшего позорную и мучительную смерть, чтобы явить людям их греховность, привести их к покаянию и открыть им жизнь.

По п. 4, О Евхаристии.

20. Учение о пресуществлении является результатом проникновения в христианство чужеродного ему магизма; поскольку оно извращает надлежащее отношение христианина ко Христу и привносит в христианство множество суеверий, оно должно быть отвергнуто.
21. Учение о пресуществлении является иррациональным и не может быть рационально обосновано; все попытки такого обоснования неизменно заканчиваются указанием на чудо и тайну.
22. Средоточием христианского учения о Евхаристии с апостольских времен является представление о реальном приобщении верующих Христу, который реально присутствует в вспоминающей о совершенном Им спасении и воздающей благодарение общине христиан.
23. Однако реальное присутствие Христа не должно быть материальным, и не является таковым.
24. Возможны различные способы объяснения реального присутствия Христа и реального приобщения Ему, причем ни один из них не будет вполне ясным и исчерпывающим в силу таинственной природы Евхаристии.
25. Евхаристия есть таинство общения: внешне приобщаясь одному Хлебу и одной Чаше, верующие внутренне свидетельствуют о своей таинственной приобщенности присутствующему Христу как Спасителю, о единстве во Христе друг с другом, а также о том, что они сами есть живое Тело Христа, единый организм, духовно возглавляемый Христом.
26. Поэтому истинная Евхаристия возможна только в общине вполне единых в вере и в духе христиан; внешнее совершение Евхаристии без такового единства является кощунственной профанацией таинства.

По п. 5, О Крещении младенцев.

27. Крещение является действительным вследствие призывания имени Божия, а также вследствие соединенного с ним божественного обетования; Крещение является действенным (спасительным) в силу веры принимающего Крещение человека.
28. Крещение младенцев может совершаться лишь в том случае, если родители этих младенцев являются членами христианской общины, хотят посвятить своих детей Христу и берут на себя обязательство воспитать их в христианской вере.
29. В этом случае совершённое в детстве действительное Крещение становится действенным тогда, когда у человека появляется собственная вера.
30. Однако Крещение младенцев не является обязательным; его совершение или несовершение относятся к области церковной дисциплины, а не вероучения.
31. В Крещении подается избавление от первородного греха, а именно, воля человека получает свободу и возможность победить грех, а сам человек становится причастным совершенному Христом спасению. В этом состоит таинственная сторона Крещения.
32. Однако без участия воли спасение не совершается, поэтому участь крещеных и некрещеных младенцев, не начавших еще использовать собственную волю и не имеющих личной веры, зависит не от совершения над ними Крещения, а исключительно от милости Бога.
33. Поскольку Бог во всех случаях предпочитает спасти человека, а не погубить его, все младенцы, умершие до того, как начали проявлять собственную волю, по милости Бога являются спасенными.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments