Ereignis (ereignis) wrote,
Ereignis
ereignis

Categories:

Конференция по Августину

24 января 2018 г. в ПСТГУ пройдет конференция, посвященная блж. Августину, где в числе докладчиков буду и я с темой: "Значение текстов и идей блж. Августина для формирования теологии немецкой Реформации: виттенбергские тезисы и лекции Андреаса Карлштадта 1517–1519 гг.". Приглашаю интересующихся темой посетить (там есть и другие любопытные доклады).



В двух словах поясню, чем эта тема примечательна. Кое-что об этом можно прочесть также в моей статье о Карлштадте в ПЭ, но она большая и там нужные сведения придется искать. В отличие от Лютера, который похоже никогда всерьез не освоил высший уровень средневековой теологии -- схоластические "вопросы" и "дистинкции", а застрял где-то на уровне экзегетики, которая у него всегда отлично получалась, Карлштадт был профессиональным схоластом, философом и теологом, он занимал соответствующую кафедру в Виттенбергском университете и до 1516 г. даже и не думал вступать в какие-то споры с магистральной католической схоластикой, наоборот, пытался разрешить некие частные противоречия и споры в ней с помощью ее же инструментария. Во 2-й пол. 1516 г. всё резко изменилось: Карлштадт непосредственно столкнулся с той интерпретацией, которую давал теологии Августина Лютер, в этот период рассчитывавший достичь успеха в борьбе с "заблуждениями" схоластики путем обращения к патристике, и прежде всего -- к Августину. Следуя настоятельной рекомендации Лютера, Карлштадт начал сам читать сочинения Августина (то, что он не читал их раньше, неудивительно -- к XVI в. отцы Церкви были успешно раздерганы схоластами на нужные цитаты, так что к полным текстам их сочинений обращались единицы). Знаковым текстом Августина для Карлштадта стал ранний (412 г.) антипелагианский трактат "О духе и букве", сам по себе также весьма содержательно важный как фиксация одного из промежуточных этапов в развитии взглядов Августина на соотношение "закона" и "благодати". Радикально пересмотрев и собственное отношение к схоластике, и интерпретацию ряда ключевых мест из Посланий ап. Павла, Карлштадт вместо лекций по схоластике стал читать в Виттенбергском университете лекции по этому трактату Августина (частично сохранившиеся и изданные), а также предлагать студентам в качестве тезисов для защиты парафразы высказываний Августина (тезисы также сохранились и изданы). В богословской "предреформации" Карлштадт был часто более строг и последователен, чем Лютер; именно он на основе идей ап. Павла и Августина первым сформулировал многие принципы реформационной концепции спасения, которые впоследствии оказались связаны с именем Лютера. Богословие Карлштадта 1517-1519 г. позволяет увидеть, какой была "реформация" до прямого конфликта "реформаторов" с Римской Церковью, вызванного спором об индульгенциях, и понять, какие богословские установки сделали неизбежным возникновение такого спора.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments